К северу от возделанных полей хутора Кета, что в области Скага, высится одинокая крутая скала; летом кое-где покрывают ее черные блестящие склоны серо-зеленые островки травы, да весьма часто посещают ее стаи белых шумных птиц. Имя этой скале, среди тамошних жителей "Скалистый Замок Грима" и вот почему. Там, внутри, как полагают люди, истари обитал Сокрытый Народ и всегда, насколько известно, правил им тот эльф, которого Гримом звали. - Жили в той скале в наше время, - сказывали старики из Скага, которых сейчас уж, увы, нет среди нас, - четверо эльфов: двое мужеского и двое женского пола. И неизменно посещала поочередно одна их пара церковь в Кета, когда там служили обедню, другая же оставалась в то время дома. Случился однажды неурожай в тех краях и погода была настолько жестка, что многим чудилось, что вот она, страшная старуха со ржавой косой, потирает костлявые руки и готовится собирать свой обильный людской урожай с исландских полей зимнего Голода*. И не зря. Угроза большой смертности была действительно велика. Так вот, одним весенним днем, не впервой, лежал путь бонда нз Кета мимо Гримова Замка и, вдруг, когда проходил он у самого подножия этой скалы, озаряет его словно нечто и останавливается он и громко произносит такую магическую песнь** на древний лад: Кита на беpег пригони- от голода нас освободи, Грим-из-горы, скорее! живых ведь созерцать милее?! И тотчас раздался ответ из скалы: Кит брошен будь на сушу! Берите бонды его тушу! Не умирай Исландии народ, K брегам Ке-санди избавление от голода плывет! И на следующее утро Океан швырнул на сушу крупного финвала, прямо под Кета-скалы, и так спасены были многие от жестокого рока. Еще один скалистый Замок Грима находится далее, на горе на западной стороне долины Лаксар-даль, а, точнее, на территоpии под названием Хавра-гиль. Камни этого второго густо покрыты невысоким кустарником, чрезвычайно необходимым для растопок и прочих домашних нужд***. Но люди тех мест никогда не сломают ни веточки на эльфийской скале, потому что верят они: все что ни на есть там - принадлежит Сокрытому Народу. И если какой-нибудь дерзкий сорви голова осмелится поживиться за счет эльфов хотя бы и упавшим хворостом - постигнет его (за кражу) нежданное возмездие: падеж ли или исчезновение домашнего скота, пожар ли всего имущества или что-нибудь в этом же роде. * Сравни образное описание смерти из англосаксонской поэмы "Андрей": "Тогда из-за сей бедственной вести сонм князей нации был испуган, угнетен, погружен в меланхолию в предчувствии голода - этого мертвенно-бледного гостя за столом".(X., с перевода на современный английский С. Брэдли) ** Исландск. "ljóð" - "магическая песнь, слова которой обычно сбываются." Наиболее древние примеpы этого в "Старшей Эдде" (а именно "Речи Высокого"), в "Круге Земном" ("O магических искусствах Одина"), в "Младшей Эдде" ("Песнь о Гротти"). *** Так как в Исландии почти нет ни обширных лесов, ни крупных деревьев. Краткое примечание. Этот рассказ еще один пример того, как эльфы бескорыстно помогают людям. Тут надобно заметить, что издревле в Скандинавии, а затем и в Исландии существовал обычай призывать эльфов на помощь или же просить от них милости - это кажется и называлось "álfa-blót". К тем местам, где, как люди полагали, жили эльфы, в нужде, обычно приносились дары, т. к. эльфы обладали силой лечить хворых. (Сравни Дж. Толкин, эпизод во "Властелине Колец", где владыка эльфов Эльронд при помощи своего искусства врачевания единственный в состоянии спасти жизнь тяжелоранненого Фродо.) Могли они также защитить и от врагов. (Кстати, кельты имели сходные представлния.) В Исландии на Рождественскую ночь или под Новый год, прежде чем уйти на всю ночь в церковь, хорошенько прибирают дома, выставляют еду на столы, зажигают все светильники, раскрывают двери и хозяйка обходит со светом вокруг хутора говоря следующую традиционную формулу (для приглашения эльфов внутрь): "Входите смело те, которые того желают и приходите отовсюду те, кто вознамерился придти, но не причиняйте вреда ни мне, ни тому что у меня." Вторым действенным способом заручиться их поддержкой было - сочинить хвалебную магическую песнь по старым строгим правилам стихосложения и произнести ее так, чтобы эльфы ее услышали. За сим деянием обычно следовала их благодарность (см. о том например три баллады Йоуна Гвюдмундссона Ученого "Huldu-fólks mál" - Речь о Сокрытом Народе, " Þeim góðu jarðarinnar innbuúm tilheyri thessar óskir " - Да исполнятся сии [благие] пожелания для доброго народа [эльфов] и "Ljúflings-kvæði" - Песнь о льювлинге). Точно такой же способ применялся, впрочем, и в возвании к другим силам. (Можно тут вспомнить о прямой аналогии этого свидетельства об эльфах с эпизодом о Торхалле Охотнике из "Саги об Эйрике Рыжем", где Торхалль сочинил магическую песнь в честь своего друга бога Тора, и тот в награду послал Торхаллю и его спутникам, которые также сильно страдали от голода, крупного кита на пропитание.) В кельто-германском мире вообще песне (и рифмованой поэзии) придавалось особое значение и они так были одними из основных инструментов как белого чародейства, так и зло-колдования (т.е. "ljoð, galdr, varð-lokkur". Сравни с этим колыбельную "Сонные чары льювлинга" далее. И у Толкина, к примеру, магические gealdor поют Мелиан, Арагорн и пр. Еще один странный случай с невидимыми эльфами посещающими обедню в церкви упоминается как у Й. Арнасона (Prests-dóttir gipt huldu-manni), так и в книге К. Маурера. (см. библиографию)
|